Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Оборудованные учебные кабинеты

Основное предназначение:

Осуществление воспитательно-образовательной работы: Проведение занятий, игр, совместной деятельности, сопровождение самостоятельной деятельности детей, соблюдение режимных моментов.

Оснащение:

  • Полифункциональные центры развития   с соответствующим оборудованием: Центр книги; центр детского экспериментирования; центр театра; центр художественного творчества; центр науки; центр сюжетно-ролевых игр; центр грамотности;
  • Детская мебель: столы, стулья, шкафы для игрушек, банкетки, кровати, кабинки.

Объекты для проведения практических занятий

Основное предназначение:

Проведение музыкальных занятий, праздничных мероприятий,  мероприятий с родителями, вокальных и хореографических кружков.

Оснащение:

Музыкальные инструменты, атрибуты для игр и занятий,  стульчики  детские, скамейки, музыкальный центр, электросинтезатор, детские музыкальные инструменты, методические пособия, наглядный материал для занятий, компакт диски с записями музыкальных произведений, экран для проектора, шкаф-стенка ля хранения атрибутов.

Основное предназначение:

Коррекционно-развивающая индивидуальная работа с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами.

Оснащение:

Настенное зеркало, магнитная доска,  методическая литература,  дидактические пособия, игровой материал, развивающие игры, ноутбук, принтер, шкаф-стенка для хранения дидактического и игрового материала, фланелеграф, коврограф, столы и стулья детские и взрослые.

Объекты спорта

Основное предназначение:

Проведение занятий, утренней гимнастики, спортивных досугов; спортивных кружков и секций.

Оснащение:

Спортивное оборудование, инвентарь, мягкие модули, гимнастическая стенка, спортивные тренажеры, акустический USB- проигрыватель, шкаф для хранения инвентаря и оборудования, степы для занятий фитнесом.

Библиотека

Основное предназначение:

Осуществление методической помощи педагогам, организация педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства, концентрация дидактических и методических материалов для работы с детьми по различным направлениям

Оснащение:

Библиотека педагогической, методической и детской литературы; библиотека периодических изданий; демонстрационный, раздаточный материал из опыта работы педагогов; документация по содержанию работы в ДОУ; доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Принтер, ксерокс, сканер, ноутбук-2 шт, компьютер, проектор

Средства обучения и воспитания

Основное предназначение: 

Информационно-просветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников

Оснащение:

  • Стенды для родителей;
  • Стенды для сотрудников;
  • Информационный стенд с контактной информацией системы образования края;
  • Стенд по пожарной безопасности и антитеррору;
  • Выставочные стенды

Создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.

Целью оформления такого пространства является создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Одним из ключевых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования выступает образовательная среда, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер».

В организации РППС групп нашего ДОУ мы постарались учесть все требования к её организации.

Условия питания обучающихся

Правильное и рациональное питание – это один из основных факторов сохранения и укрепления здоровья детей. Медицинская сестра и заведующая МБДОУ осуществляют постоянный контроль за правильной организацией питания детей. Контролируют качество поставляемой продукции, правильность хранения, соблюдение сроков реализации, соблюдение натуральных норм при составлении меню-раскладок, за качеством приготовления пищи. Подсчет химического состава (белки, жиры, углеводы) и калорийности пищи проводится медперсоналом 1 раз в 10 дней. Один раз в месяц проводится итоговый анализ выполнения натуральных норм продуктов питания по накопительной ведомости расхода продуктов. При составлении меню-требования учитывается сезонность, национально-территориальные особенности приготовления блюд.

  1. В целях профилактики недостаточности микронутриентов в ДОУ используются морепродукты - морская рыба, йодированная соль, а так же большой ассортимент хлебобулочных изделий, содержащих макро и микроэлементы, участвующие в процессах роста и развития детского организма.
  2. Включение в рацион кисломолочных продуктов с эубиотиками (живыми микроорганизмами).  Потребление таких продуктов позволяет оказывать нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта, что приводит к повышению иммунитета ребенка.
  3. Витаминизация третьего блюда  витамином С в течение года.

В ДОУ организовано 4-х кратное питание,  с  учетом вышеназванных продуктов и условий.

Проводится работа по формированию культурно-гигиенических навыков за столом, навыков по дежурству по столовой, умений по самообслуживанию.

Организация питания воспитанников осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Перечень нормативных документов по питанию детей дошкольного возраста:

  • ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99 №52-ФЗ.
  • Федеральный закон № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000
  • Федеральный закон от №88-ФЗ от 13.06.2008

«Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

  • Федеральный закон № 178-ФЗ от 27.10.2008 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».

Условия охраны здоровья обучающихся

Приоритетным направлением деятельности МБДОУ  Курагинский детский сад №7  «Рябинка» является физкультурно-оздоровительное. Данная работа проводится с использованием принципов здоровье сберегающей педагогики. На основе изучения результатов анкетирования, анализа информированности педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, социального портрета семей воспитанников, выяснилось, что на состояние здоровья ребёнка  влияют следующие факторы

  • Биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неполноценное питание;
  • Социальные: падение уровня жизни, стрессы, недостаточная подготовка воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недостаточность врачебного контроля в МДОУ.

В связи с этим была поставлена задача, разработать и внедрить программу здоровья воспитанников МБДОУ №7 «Рябинка»

Оздоровительная программа  разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы.

Цель программы:

  •      Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
  •      Формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
  •      Создание развивающей среды со здоровьесберегающими функциями (благодаря сотрудничеству педагогов, медика, родителей).
  •      Формирование здоровьесберегающего пространства семьи и детского сада.
  •      Создание устойчивой системы экологического воспитания детей в детском саду.
  •      Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основные принципы программы:

 Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности - участие всего педагогического коллектива и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Предполагаемые результаты оздоровительной  программы:

  1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
  2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
  3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
  4. Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;
  5. Снижение уровня заболеваемости детей;
  6. Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
  7. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
  8. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровье сбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; ведение индивидуального контроля за двигательной нагрузкой детей; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.

Для её реализации необходимо решить ряд задач:

  • имеется зал для физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивный мат, гимнастические стенки, батут, кольца, груша, волейбольная сетка, баскетбольное кольцо, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, нестандартное оборудование для «игровых дорожек», оборудование для вестибулярного аппарата («диски здоровья»), мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
  • спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём, «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой, прыжковой ямой, беговой дорожкой, футбольной площадкой, площадкой для игры в волейбол и пр.;
  • имеется картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами;
  • имеется картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
  • в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
  • кабинет логопеда  для индивидуальной коррекционной работы;
  • закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
  • закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
  • постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур;
  • В группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть книги, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться.

   Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

  Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми,  вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать валеологический подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях причин здоровья или нездоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта.

 Задачи по формированию мотивации здорового образа жизни по возрастам:

  • младший дошкольный возраст – формировать элементарные навыки личной гигиены; формировать навыки охраны личного здоровья, здоровья окружающих;
  • средний возраст – формировать элементарные навыки здорового образа жизни;
  • старший дошкольный возраст – формировать представления о факторах, влияющих на здоровье человека; формировать установку на здоровый образ жизни (самосознание, саморегуляцию).

Текущие задачи:

2 младшая группа

  1. Формировать навыки здорового образа жизни, закреплять потребность в чистоте и аккуратности.
  2. Формировать навыки культурного поведения; добиваться понимания детьми предъявляемых им требований.
  3. Знакомить детей с факторами, влияющими на их здоровье.
  4. Воспитывать потребность в двигательной активности.

Средняя группа

  1. Закреплять потребность в чистоте и аккуратности, продолжать формировать навыки культурного поведения.
  2. Продолжать знакомить с факторами, влияющими на здоровье.
  3. Развивать умение осознать и сформулировать свои переживания, потребности, желания.
  4. Формировать элементарные представления о видах спорта.

Старшая группа

  1. Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.
  2. Формировать позитивное отношение к гигиеническим навыкам, соотносить знания детей о культуре тела и психогигиене с реальными действиями в повседневной жизни.
  3. Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека.
  4. Стимулировать ребёнка активно включаться в процесс физического развития.

Подготовительная к школе группа

  1. Способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом через ознакомление с доступными для детей сведениями из истории развития Олимпийского движения.
  2. Развивать самосознание и умственную саморегуляцию в действиях.
  3. Формировать представление о том, что человек – часть природы, что природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию.

Основными направлениями программы здоровья являются:

  1. Материально-техническое направление оздоровительного процесса в ДОУ.
  2. Воспитательно-образовательное направление.
  3. Лечебно-профилактическое направление.
  4. Мониторинг реализации программы.
  1. Материально-техническое направление

Задача: Совершенствование  здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Пути реализации:

а) обновление материально-технической базы:

  • замена устаревшего мягкого инвентаря – приобретение  матрацев, подушек, одеял, полотенец
  • приобретение увлажнителей воздуха
  • пополнение спортинвентаря спортзала мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, ковровыми дорожками, массажными ковриками

б)  преобразование предметной среды:

  • приобрести оборудование для сенсорной комнаты

II. Воспитательно-образовательное направление

Организация двигательной активности

Воспитательно-образовательная работа

Опыт работы по созданию оздоровительной программы показал необходимость тесной связи воспитательно-образовательного и воспитательно-оздоровительного направлений.

Воспитательно-образовательная работа направлена на формирование потребности в здоровом образе жизни и состоит из нескольких блоков.

Основные теоретические сведения блоков “Гигиена”, “Экология жизни”, “История спорта” излагаются воспитателем на занятии в группе (“Уроки здоровья” 1 раз в неделю), во время совместной деятельности (“Минутки здоровья” ежедневно). Повторение теоретических положений и закрепление этих знаний в двигательной деятельности организует инструктор по физической культуре на специальных физкультурных занятиях 1-2 раза в месяц. Дни здоровья, планируемые 1 раз в неделю, призваны углубить имеющиеся у детей сведения о своём организме, о своём внутреннем мире, о факторах, влияющих на состояние здоровья.

На тематических музыкальных занятиях (1 раз в 2 месяца) внимание детей обращается на то, что красота тела, физическое здоровье воспевается многими поэтами и композиторами прошлого и настоящего.

Блок “Психогигиена” включает в себя мероприятия, направленные на развитие эмоционального мира, произвольности психических качеств личности, развитие коммуникативных навыков. Даётся представление о взаимосвязи психического и физического здоровья. Дети учатся осознавать свой собственный индивидуально сложившийся опыт, узнают об уникальности и вместе с тем типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека. Работу по этому блоку ведёт педагог-психолог МКДОУ. “Уроки психологического здоровья” планируются 1-2 раза в месяц и на занятиях кружка «Я живу среди людей» в рамках дополнительного образования.

Закрепление знаний, полученных детьми в течение года, планируется при проведении в апреле “Недели здоровья».

 Одним из важных факторов физического развития детей дошкольного возраста является естественная потребность в движении. Уровень двигательной активности (ДА) определяется физиологической потребностью организма в движении в зависимости от возраста, состояния здоровья, особенностей ЦНС, внешних факторов: социальных, бытовых, гигиенических, климатических.

 Мы уделяем особое внимание двигательному режиму в детском саду.

Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
  2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
  4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
  5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.
  6. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки

Формы организации двигательной активности в ДОУ:

  • физические занятия в зале и на спортивной площадке
  • утренняя гимнастика
  • физкультминутки
  • оздоровительный бег
  • физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”
  • спортивный кружок (парциальная программа воспитателя)

Формы организации   

1 и 2 Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Поготов. к школе группа

Организованная деятельность

6 час/нед

8 час/нед

10 час/нед

10 час и более/нед

Утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 мин

Хороводная игра или игра средней подвижности

2-3 мин

2-3 мин

3-5 мин

3-5 мин

Физминутка во время занятия

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

Динамическая пауза между занятиями (если нет физо или музо)

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

Подвижная игра на прогулке

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Индивид. работа по развитию движений на прогулке

8-10 мин

10-12 мин

10-15 мин

10-15 мин

Динамический час на прогулке

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Физкультурные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Музыкальные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Гимнастика после дневного сна

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

Спортивные развлечения

20мин 1 раз/мес

30 мин 1 раз/мес

30 мин 1 раз/мес

40-50 мин 1 раз/мес

Спортивные праздники

20 мин 2 раза/год

40 мин 2/год

60-90 мин 2/год

60-90 мин 2/год

День здоровья

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Подвижные игры во 2 половине дня

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Прогулки

1 час 1 раз/квартал

1,5 часа 1 раз/квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

3 задача:  Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия

Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь,  предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи.  Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:

- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

- организацию игровой деятельности детей;

- индивидуальную коррекционную работу с детьми воспитателя, учителя-логопеда

Новизна подхода:

 Современные исследования показывают, что для успешного овладения ребенком графикой письма необходимо развивать у него:

  • координацию движений рук;
  • пространственные представления;
  • чувство ритма;
  • мышечно-связочный аппарат кистей

Профилактика эмоционального благополучия детей  в нашем ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:

  • обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,
  • создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.

     Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:

- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- ведение воспитателями  адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;

- гибкий  график последовательного  введения  вновь прибывших детей в группу;

- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия: обучение детей приемам релаксации;

     Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двига­тельное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации пе­регружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскован­ность — важное условие для становления естественной речи и правильных те­лодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

В момент вербального воздействия дети находятся в состоянии расслабленности, их гла­за закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значи­тельно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого воздействия — помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость использования мышечной релаксацией после каких-либо стрессов. В Монтессори-педагогике это «урок тишины», систематическая работа которых приучают детей к самообладанию и сосредоточенности и имеют громадное значение в области дисциплины; молчание делает ребенка более тонким, более способным воспринимать звуки.

III. Лечебно-профилактическое направление

Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной  работы.

Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:

1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в определенные периоды жизни и быть направленной  на выработку общего специфического иммунитета.

2) неспецифическая иммунопрофилактика.

  • плановые оздоровительные мероприятия  ( витаминотерапия)
    • закаливающие мероприятия
    •  нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж
    • профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукость

        Закаливание

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости,  универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

Необходимо осуществлять  единый подход  к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.

  • контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воз­душные ванны), которые способствуют развитию и совершен­ствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирую­щей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от боль­шей или меньшей двигательной активности детей и их числа;
  • облегченная одежда для детей в ДОУ;
  • соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние

здоровья;

  • соблюдение температурного режима в течение дня;
  • самомассаж;
  • мытье рук прохладной водой по локоть;
  • полоскание полости рта после каждого приема пищи;
  • босохождение, которое  является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;
  • циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках,  обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффек­том;
  • комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке здоровья в зимнее время, летом обливание ног перед дневным сном (начальная температура 28 градусов, снижать до 18 градусов);

нетрадиционные методы иммунопрофилактики

    Дыхательная гимнастика:  Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базо­вых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — един­ственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медлен­ное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

   В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработ­ке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вен­тиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успо­каивает и способствует концентрации внимания.

Массаж и самомассаж: Механизм действия массажа заключается в том, что возбуждение рецепторов приводит к различным функциональным изменениям во внутренних органах и системах. Массаж в области применения оказывает механическое воздействие на ткани, результатом которого являются передвижение тканевых жидкостей (крови, лимфы), растяжение и смещение тканей, активизация кожного дыхания.

Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. скелет дошкольника  обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнение свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.

            Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.

            В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени

Оздоровительно-профилактическая работа

  1. С-витаминизация

     Для группы часто болеющих детей  в ДОУ составляется годовой план оздоровления и закаливания.  Ежегодно проводится оценка эффективности оздоровления этой группы. Данный план разработан для детей в возрасте от 3 до 6 лет, которые переболели за год не менее 10 раз. Самыми частыми инфекционными патологиями являются острые респираторные инфекции (ОРИ)

Основополагающими принципами оздоровления являются:

- индивидуальность (учитывается особенность нарушения состояния здоровья каждого конкретного ребенка)

- сотрудничество медицинского работника ДОУ, педагога, родителей, поликлиники

- постоянность (круглогодичность).

Комплекс мероприятий направленных на снижение заболеваемости ЧБД

Мероприятие

Дозировка

Ответственный

Мероприятия с воспитанниками:

Режим дня:

- коррекция режима дня (щадящий);

- увеличение продолжительности дневного сна;

- наблюдение за признаками переутомления;

- повышенное внимание за одеванием на прогулку, сменой нижнего белья после прогулки.

В течение года

Медсестра, воспитатели

Физическое воспитание:

 - В соответствии с основной программой ДОУ с дозированием физических нагрузок и учетом уровня здоровья.

В течение года

Медсестра, воспитатели

Оздоровительные мероприятия:

-С-витаминизация

2 раза в год (осень, весна в течение месяца)

Медсестра

Мероприятия с родителями:

Беседы и консультации с родителями ЧБД на темы: «Прием противовирусных препаратов», «Противогриппозная иммунизация, ее значение», «Закаливание и оздоровление в домашних условиях»

В течение года

Медсестра

Педагогика сотрудничества в создании и реализации оздоровительной программы.

  1. Сотрудничество с семьёй - одно из важнейших условий реализации оздоровительной технологии. При поступлении ребёнка в детский сад, мы даём информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Выясняем отношение мам и пап к различным формам закаливания. Воспитатели объясняют мамам и папам позицию педагогического коллектива в вопросе воспитания здорового поколения, дни открытых дверей с демонстрацией методов и приёмов работы с воспитанниками, проводят семинары, приглашают к участию в жизни группы. Основная задача воспитателей - найти в родителях единомышленников, активных сторонников оздоровительных технологий.

В целях достижения более высоких результатов работы с детьми педагоги изучают каждую семью, составляют социальный паспорт, изучают:

  • Структуру и психологический климат семьи (состав семьи, образование, должность родителей, стиль общения)
  • Принципы семейных отношений
  • Стиль семейной жизни, причины семейных конфликтов
  • Социальный статус родителей, степень участия в воспитательном процессе
  • Уровень педагогической культуры и педагогической грамотности, адекватность оценок своего поведения

Методы, используемые педагогами для изучения семьи.

Анкетирование

  1. Беседы с родителями, детьми
  2. Наблюдения за ребенком
  3. Изучение рисунков на тему «Семья»

С целью повышения качества профилактической работы с родителями  медицинская сестра проводит цикл бесед, консультаций, и оформление наглядной информации по следующим темам

  • Профилактика ОРЗ и ОРВи в домашних условиях;
  • Хронические очаги инфекции в семье, как причина частых ОРЗ у детей
  • Никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхо-легочной системы
  • Закаливающие процедуры дома и в ДОУ
  • Значение режимных моментов для здоровья ребенка
  • О питании дошкольников
  • Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний
  • Здоровый образ в семье – залог здоровья

Медицинский работник собирает сведения о физическом здоровье ребенка, в зависимости от этих сведений намечается дальнейшая работа с ребенком и индивидуальный подход на занятиях по физической культуре, при закаливании.

  1. Взаимосвязь со специалистами  поликлиники.

Для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ поддерживается постоянная связь с  педиатрами детской  поликлиники. 

В каждой группе ДОУ имеется туалетная комната, оснащенная раковинами по количеству детей, душевыми поддонами. Туалетные кабинки оснащены унитазами и разделены непрозрачными перегородками с дверцами.
В группах оборудованы уголки с питьевой водой. Уголки находятся в доступных местах группы, где дети самостоятельно или с помощью взрослых могут воспользоваться водой. Каждые 3 часа питьевая (кипяченая) вода в чайниках заменяется. В уголке находятся стаканчики по количеству детей, по правилу, с которым дети знакомы, перевернутый вверх дном стаканчик чист( им не пользовались).

Доступ к информационным системам

Для получения информации о жизни в детском саду имеются информационные стенды,  для родителей, педагогов и гостей ДОУ.  Это большое разнообразие наглядно-информационного пособия, которое познакомит с работой воспитателя в группе, режимом дня малышей, расписанием занятий и другой полезной информацией. При входе в ДОУ размещен стенд с важной информацией по обеспечению безопасности в детском саду.

Электронные образовательные ресурсы

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся,

в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:

Уважаемые воспитанники, педагоги и родители (законные представители)!

Электронные образовательные ресурсы для дошкольников 

  • http://razigrushki.ru «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.

  •  http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.

  • http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.

  • http://www.zonar.info - "Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.

  • http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!

  • http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.

  • http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)

  • http://teramult.org.ua/ Сайт "Старые мультфильмы" 

  •  http://www.multirussia.ru МУЛЬТИ-РОССИЯ

  • http://teremoc.ru/ Детский портал "Теремок"

  • http://pochemu4ka.ru/ Детский портал "Почемучка"

  • http://internetenok.narod.ru/ Детский портал "Интернетёнок"

  • http://www.klepa.ru/- Детский портал "Клепа"

  • http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

  • http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

  • http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.

  • http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников "СОВЁНОК"


                        Электронные образовательные ресурсы для педагогов

  • Журнал "Детский сад: теория и практика

http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html

  • Журнал "Справочник старшего воспитателя"

http://vospitatel.resobr.ru/

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

  • Журнал "Детский сад будущего"

http://www.gallery-projects.com

Журнал включает:

  • опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;

  • набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;

  • разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;

  • новые идеи и интересные находки Ваших коллег.

  • Журнал "Воспитатель ДОУ"

http://doshkolnik.ru

это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;

  • ценнейший опыт лучших ДОУ;

  • четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);

  • не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.

  • Журнал "Современный детский сад" -

http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные. 

  • Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

http://www.menobr.ru/products/7/

- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда. 

  • Журнал «Обруч»

http://www.obruch.ru/

- иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды. 

  •  Журнал «Детский сад от А до Я»

http://detsad-journal.narod.ru/

- научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов. 

  •  Газета «Дошкольное образование»

http://best-ru.net/cache/9988/

-электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

  •  Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

http://sdo-journal.ru/

- наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. В 2013 году объявлен третий международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013»

  • Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

http://festival.1september.ru/

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

  • Детский сад.

http://detsad-kitty.ru/

Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. Имеются и конспекты занятий, сценарии праздников, статьи для родителей, аудиозаписи, художественная литература.

  • Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

http://www.doshvozrast.ru/

Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий.

  • Всё для детского сада

http://www.moi-detsad.ru

Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.

  • Социальная сеть работников образования

nsportal.ru

Можно создать свой персональный мини-сайт.

Зарегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.

Можно создать блог - интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли.

Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д. На основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.

  • ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.

http://detsadd.narod.ru/

Сайт ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам - от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий.

  • Сайт "Воспитатель"

http://vospitatel.com.ua/

конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

  • Детский сад. Ру.

http://www.detskiysad.ru

Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразовании

  • Сайт DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов  http://detstvogid.ru/


 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie