Лекотека

В нашем дошкольном образовательном учреждении для обеспечения своевременной и комплексной помощи детям в возрасте от 1,5 до 7 лет и их семьям организованы Служба ранней помощи (СРП) и Лекотека. При оказании своевременной помощи увеличиваются шансы успешной адаптации детей с ОВЗ и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях. В связи с этим в деятельности любого учреждения, где воспитываются и обучаются, проходят реабилитацию дети с ОВЗ, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Родители, присоединяясь к процессу педагогической поддержки, становятся более объективными в оценке проблемы, связанной с болезнью ребёнка. Они начинают проявлять социальную и воспитательную активность, не замыкаясь на своем ребенке. Взаимодействие семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно-воспитательного воздействия на развитие ребенка. На начальном этапе взаимодействия образовательного учреждения и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, главной задачей является постановка общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей. В соответствии с ними педагоги будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание своего ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Одной из задач современной системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии является поиск наиболее эффективных форм коррекционного воздействия. Одной из форм такой помощи является Лекотека, созданная на базе нашего дошкольного учреждения. Лекотека оказывает психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающих детей от 1,5  до 7 лет  группы риска или с ограниченными возможностями здоровья, существенно затрудняющих их обучение и социализацию, имеющих и не имеющих статус ребёнка-инвалида.  На практике в нашем ДОУ прослеживается следующий алгоритм оказания помощи: - родители по интересующему вопросу обращаются в службу ранней помощи; - приглашаются на встречу со специалистами (обычно первичный приём осуществляет старший воспитатель); - назначается встреча с педагогом-психологом или учителем-логопедом, либо приглашаются на консилиум специалистов; - проводится обследование ребёнка; - проводится консультирование родителей; - предлагается посещение Лекотеки. В основном все дети, посещающие СРП позже зачисляются в Лекотеку. Появление ребенка с проблемами в развитии для любой семьи — сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в квалифицированной помощи, в объективной информации, в психологической поддержке. Одним из основных направлений деятельности Лекотеки является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей группы риска или с нарушениями в развитии. Основными задачами Лекотеки являются: – психолого-педагогическое обследование детей от 1,5 до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей); – подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; – обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии, и пользованию средствами Лекотеки; – проведение профилактических и коррекционных занятий средствами игры у детей от 1,5 до 7 лет с нарушениями развития; – поддержка инициатив родителей (законных представителей) в области организации программ взаимодействия семей, обслуживаемых Лекотекой; – помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком. Зачисление ребёнка в Лекотеку происходит на основании заявления родителей. Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляется на основе гибких индивидуальных образовательных маршрутов и личностно-ориентированных планов работы с ребёнком, разрабатываемых исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеанс. Игровые сеансы с детьми в Лекотеке проводятся в индивидуальной и подрупповой формах (в малых группах, 2–3 ребёнка). Продолжительность групповой и индивидуальной работы с детьми зависит от их возраста и сложности нарушений развития. Групповую и индивидуальную работу могут проводить педагог-психолог, учитель-логопед,  воспитатель  по физической культуре, музыкальный руководитель,  воспитатель. При работе с подруппой возможно одновременное участие двух разных специалистов. Индивидуальная работа специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя,  воспитателя) по консультированию родителей (законных представителей) проводится по запросу. Лекотеку могут  посещать дети с ОВЗ, не посещающие дошкольные учреждения, а также дети, зачисленные в ДОУ, но длительно не посещающие группы по состоянию здоровья (подготовка к операциям, домашний режим). Для них разрабатывается индивидуальное расписание игровых сеансов, удобное для их режима. В Лекотеке реализуются следующие направления: – профилактика и укрепление здоровья ребенка; – развитие двигательной сферы; – развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы; – развитие и коррекция коммуникативно-речевой и социальной сферы; – развитие и коррекция познавательной сферы; – абилитация ребенка через игровые, художественно-эстетические, музыкально-ритмические техники; – повышение педагогической компетентности членов семьи, участвующих в воспитании ребенка с ОВЗ; – психолого-педагогическая помощь в проектировании условий воспитания в семье. 
Режим и интенсивность посещения Лекотеки детьми и их родителями: 
– Лекотека работает ежедневно, составлен график;
 – в условиях Лекотеки предусматривается гибкий режим посещения; 
– состав и наполняемость подгруппы определяются исходя из направлений и форм работы, её содержания.
 При этом учитывается совместимость детей, общность или специфичность педагогических задач; – психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляется на основе гибких индивидуальных маршрутов, рассмотренных и утвержденных на консилиуме (ППк). – индивидуальная или подгрупповая работа с ребенком проводится в присутствии родителей, но может проводиться и без родителей. – продолжительность индивидуального занятия с ребенком рассчитывается согласно СанПиН и в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основные задачи, которые Лекотека решает, осуществляя работу с родителями, это: – помощь в ориентировке родителей в ситуации развития своего ребенка; – содействие в формировании активной позиции родителей относительно ребенка; – поддержание позитивного стиля взаимодействия взрослых с ребенком; – повышение педагогической компетентности членов семьи; – психолого-педагогическая помощь в проектировании условий воспитания в семье. Умение наладить доверительные отношения с родителями — путь успешного взаимодействия специалистов Лекотеки с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие — взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов. Все взаимодействие происходит в игровой и дружественной форме с возможностями продолжить развитие в домашних условиях, т. е. сплачивает семью, улучшает семейный климат. Игровой сеанс — это форма работы специалиста с ребенком и его родителем, или другим членом семьи, преимущественно занимающимся воспитанием ребенка. На игровом сеансе могут также присутствовать другие члены семьи и лица, принимающие участие в воспитании ребенка. В структуру игрового сеанса входят: – наблюдение за свободной игрой и взаимодействием детей с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния; – инициация и сопровождение совместной игры детей между собой с целью решения задач индивидуального образовательного маршрута ребёнка; – сопровождение параллельной игры детей и их родителей с целью обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка; – нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка; – совместная (структурированная и неструктурированная) игра специалиста с детьми и родителями, с целью решения задач индивидуального образовательного маршрута; – обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка; – беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и другое. Виды игрового сеанса: – ребёнок — мама (член семьи) — специалист; – ребёнок — мама (член семьи) — два специалиста (учитель-логопед, музыкальный руководитель или педагог — психолог и педагог дополнительного образования); – в паре с ребёнком с нормативным развитием, с братом или сестрой; – групповой игровой сеанс, для двух и более детей и их родителей, для отдельной семьи ребёнка. В нашем ДОУ создаются специальные условия для развития детей с разными образовательными потребностями и для взаимодействия с их родителями. У нас создан и оснащён кабинет инклюзивного образования. Он необходим и используется для проведения индивидуальных встреч с родителями, индивидуальных консультаций, систематизированного хранения документации (программы, журналы, карты ребёнка и др.), хранения игрушек, игр, дидактических пособий и методических материалов, а также библиотеки для родителей и педагогов (в электронном и печатном виде). По просьбе родителей специалисты сбрасывают необходимый материал на электронный носитель. Педагоги, работающие с детьми в Лекотеке, составляют для родителей методические рекомендации по использованию дидактических игр и пособий, разработаны буклеты, памятки Для проведения индивидуальных или тематических встреч с родителями, консилиумов, игровых тренингов, совместного участия в вебинарах используется методический кабинет. Для проведения сеансов с учителем-логопедом и педагогом-психологом оборудован кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, который оснащён необходимыми пособиями, играми и оборудованием для эффективной работы с детьми, родителями и педагогами. 
Техническое оснащение кабинета: аудиоколонка, ноутбук, проектор, интерактивная приставка MimioTeach, Web-камера MimioView, микрофон. Специалистами созданы: – аудиотека со звуками природы, животных, музыкальных инструментов, транспорта, звуковых эмоциональных проявлений человека (смех, плач); – видеотека физкультминуток, подвижных игр, релаксационных видеороликов природы, подводного мира, космоса; – игры на развитие психических процессов и речи; – тематические мультимедийные презентации для родителей и педагогов. Родители, присутствуя на сеансах с использованием интерактивной доски, видят возможности своего ребёнка, проявления интереса к познавательной деятельности, что возможно не проявлялось в домашних условиях. Дети очень любят манипулировать, играть с предметами. Поэтому специалисты предлагают в рекомендациях для родителей игры с предметами, которые окружают ребенка в быту. Например, игры с прищепками, мыльные пузыри. Игры с водой, «Сухой бассейн» и «сухой дождик» помогают расслабиться и снять напряжение. Специалисты Лекотеки используют в работе с детьми сенсорное оборудование: мягкие маты, сухой бассейн, сухой душ, песочный стол с подсветкой, бизиборды, лампа с цветной подсветкой, массажные мячики. Для занятий по познавательному развитию используется группа со специально организованной средой «Фиолетовый лес», которая оснащена развивающими играми Воскобовича В. В. Для игровых сеансов, проводимых воспитателем по физической культуре, в ДОУ оборудован зал: батут, сухой бассейн, массажные дорожки и мячики, фитболы, детские тренажёры. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Воспитатель знакомит родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, с пальчиковой гимнастикой, которые можно использовать в домашних условиях. 
Очень важно, что ребенок чувствует свой успех, а родитель видит способы создания успешности своего ребенка. Участие родителей в творческой деятельности вместе с детьми укрепляет эмоциональную связь и стимулирует становление более прочных, зрелых детско-родительских отношений. На занятии создаётся атмосфера комфорта и взаимоуважения. В качестве формы профилактики социальной дезадаптации семей с особым ребенком мы понимаем и их участие в совместных праздниках, организуемых в ДОУ. Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть — во всех его проявлениях. Решаются такие важные задачи, как: – улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; – повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, улучшение социального самочувствия и психологического климата в таких семьях; – преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, получение социальных навыков, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; – формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке.

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie